+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как рассчитать квоту рабочих мест для инвалидов

Содержание

Как рассчитать квоту рабочих мест для инвалидов

Как рассчитать квоту рабочих мест для инвалидов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Как рассчитать квоту рабочих мест для инвалидов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Определенная категория работодателей должна соблюдать требования о квотировании рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних.

Насколько она обоснована и обеспечена реальными механизмами по корректировке этих явлений, мы постараемся разобраться далее.

В соответствии со статьей 21 ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Квотирование рабочих мест для инвалидов

В Санкт-Петербурге — это организации, численность работников которых составляет более 100 человек, при этом закон не содержит критериев выполнения квоты.

В Карелии — работодатели, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек. Выполнением квоты считается трудоустройство инвалидов, подтвержденное заключением трудовых договоров, период работы по каждому из которых в течение календарного года составил не менее трех месяцев.

В случае несогласия с отказом учреждения службы занятости населения в согласовании Заявки работодатель может обратиться в Комитет по труду и занятости населения Мурманской области (далее – Комитет).

Выделение или создание рабочих мест, в счет установленной работодателю квоты, не освобождает Арендодателя от выполнения установленной ему квоты. При расчете числа рабочих мест в счет установленной квоты округление дробного числа производится в сторону увеличения до целого значения.

Работодатели неохотно идут на заключение трудовых договоров с работниками, имеющими статус инвалидов. Объем обязанностей работодателей в случае найма такого сотрудника несколько выше, по сравнению с работником, который не имеет ограничений по здоровью. По этой и многим другим причинам, государство вынуждено вмешиваться в регулирование рынка труда.

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Иными словами, работодатели должны принимать локальные акты, содержащие сведения о том, какие для инвалидов созданы и выделены рабочие места. Причем такую информацию обязательно ежемесячно направлять в территориальный орган службы занятости.

Организациям, которые не в состоянии самостоятельно оборудовать вакантную должность, но при этом обязаны выполнять норму квотирования, предложили арендовать рабочие места у крупного бизнеса. Соблюден как экономический интерес нанимателя, так и трудовое право инвалида. Выявлены случаи, когда несколько организаций объединяются в целях создания специализированных мест для инвалидов.

В некоторых регионах расчет размера квотирования рассчитывается не в процентном соотношении, а, например, как в законе «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области». В этом регионе установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов следующим образом.

В целях налогообложения прибыли учитываются любые расходы, удовлетворяющие критериям, установленным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ.

В частности, расходами в налоговом учете признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1.

Нормативной базой, регулирующей необходимость и порядок выделения мест для лиц с ограниченными возможностями, являются следующие законы Российской Федерации:

  • ФЗ №181 «О социальной защите …», определяющий порядок и механизм выделения квот и установления необходимости в таком действии для каждой конкретной организации;
  • ФЗ № 1032–1 «О занятости населения в РФ» — указывает на обязательство работодателя выполнения программы по выделению мест для лиц с ограниченными возможностями. В рамках таких действий организации и предприятия отчитываются в территориальное отделение центра занятости о наличии общего количества мест и о том, сколько из них остаются не занятыми;
  • Отдельные нормы и правила, которые отражаются в законодательных актах территориального и регионального характера. В качестве примера можно привести Положение, действующее в пределах города Москва — ПП №742, в котором определяется минимальное обязательное значение выделенных мест физическими и юридическими лицами для граждан, имеющих группу инвалидности.

Как рассчитать размер квоты для инвалидов

Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство. При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты. Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования.

В некоторых регионах расчет размера квотирования рассчитывается не в процентном соотношении, а, например, как в законе «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области». В этом регионе установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов следующим образом. Для организаций со среднесписочной численностью работников:

  • от 101 до 500 человек — одно специальное рабочее место;
  • от 501 до 1000 человек — два специальных рабочих места;
  • от 1001 до 2000 человек — четыре специальных рабочих места;
  • более 2001 человека — шесть специальных рабочих мест.

Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

Но как-то так получается, что вместо того, чтобы оказывать реальное содействие службам занятости в трудоустройстве инвалидов, у нас, в отличие от других развитых стран, все больше думают о том, как бы уклониться от такой обязанности.

Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

Несмотря на стандартную процедуру оформления на работу, трудовые отношения с инвалидами несколько отличаются от общепринятых.

Трудоустройство инвалидов в счет квоты

В случае согласования Заявки учреждение службы занятости населения в течение одного рабочего дня после согласования заявки уведомляет об этом работодателя.

Работодатель имеет право принять на работу человека с ограниченными возможностями без квоты. В некоторых субъектах РФ действует повышенный процент по вакансиям для граждан, которые работают на государственной службе.

Работодатели могут заключить договор на аренду рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты с любым другим работодателем, сдающим в аренду имеющиеся рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты (далее – Арендодателем).

Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями.

Что значит квотируемое рабочее место

Источник: https://candyshop76.ru/grazhdanskoe-pravo/16256-kak-rasschitat-kvotu-rabochikh-mest-dlya-invalidov.html

Квотирование рабочих мест для инвалидов: льготы по закону

Как рассчитать квоту рабочих мест для инвалидов

Гражданам, относящимся к любой категории инвалидности, зачастую очень сложно найти работу. С каждым разом государство все серьезнее подходит к решению этой проблемы и создает для инвалидов определенные льготы по трудоустройству.

Квотирование мест на работе для инвалидов является важнейшим фактором, который напрямую воздействует на их жизнедеятельность.

В соответствии с законами любой инвалид имеет право на труд, а работодатель обязан предоставить для него все необходимые условия.

Общее понятие квотирования рабочих мест для инвалидов:

Квотирование места на работе – это выделение работодателем определенного количества рабочих мест, которые предназначены для приема на должности особых людей.

К таким гражданам относятся те лица, которые больше всех нуждаются в социальной защите и имеют проблемы при трудоустройстве вне зависимости от профессии.

Квотирование реализуется с помощью документов, в которых содержатся следующие правила:

  • обязательное выделение вакансий в штате;
  • занятость этих мест льготниками;
  • обеспечение предоставленных рабочих мест специальным оборудованием.

Внимание! Такой резерв осуществляется на основе нормативно-правовой базы, условий труда, а также промышленной отраслью. Весь процесс, а также исполнение необходимых требований, контролируется вышестоящими организациями.

Нормативно-правовая база регулирует взаимоотношения между сотрудниками-инвалидами и их работодателями.

В число законодательных документов входят:

  • ФЗ РФ № 1032-1 «О занятости населения в РФ»;
  • ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ».

Помимо этих законов, вопрос трудоустройства регулируется местными законами по регионам. В связи с различными особенностями разных регионов, квотирование будет отличаться.

От резервирования освобождаются такие предприятия, которые являются:

  • общественными организациями для людей с ограниченными возможностями;
  • компаниями с малым штатом сотрудников.

Важно! При найме на работу инвалид должен помнить, что работодатель не вправе предоставлять рабочее место с повышенным уровнем риска для здоровья.

Если в организации официально числится более 100 человек, то в соответствии с положениями региональных властей ему будет установлен процент квот, который работодатель будет обязан соблюдать, а также отчитываться перед местными органами.

В случае, если у предприятия на работе имеется от 35 до 100 работников, то государство вправе установить квоту в размере не более 3% от общего числа рабочих.

Если организация осуществляет свою деятельность с коллективом менее 35 сотрудников, то она не подлежит государственному квотированию. А также исключением является такая организация, уставный капитал которой состоит из денежных средств общественных организаций инвалидов.

Федеральный закон о квотировании рабочих мест для инвалидов предоставляет им полное право на трудоустройство с оказанием государственной поддержки и различными льготами.

Кто может пользоваться льготным правом?

С учетом того, что гражданам, имеющим серьезные заболевания, достаточно сложно найти работу, государство разработало законодательные акты.

Они содержат перечень граждан, которые имеют право пользоваться льготами в сфере трудоустройства:

  • инвалиды;
  • несовершеннолетние;
  • пожилые граждане и люди предпенсионного возраста;
  • бывшие заключенные;
  • беженцы;
  • одинокие или многодетные родители;
  • бывшие военные;
  • граждане от 18 до 20 лет, которые только получили среднее профессиональное образование.

Внимание! В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в тех условиях, которые отвечают правилам безопасности и гигиены.

Квоты начинают действовать с того момента, когда работодатель заключил договор с органами социальной защиты населения. Это условие является обязательным для тех компаний, где количество сотрудников превышает 100 человек.

Организация должна помнить о том, что квотирование будет рассчитываться исключительно по показателям средней численности ее работников, в которую не включены будущие должности.

Когда предприятие подписало договор, начальник издает приказ, в котором указано количество мест, предусмотренных для инвалидов, и перечислены определенные должности и специальности. Такие квоты для организаций должны устанавливаться раз в год, а если в течение года на предприятии были изменения в количестве сотрудников, то резервирование мест пересматривается каждый раз.

Конкретные рабочие места, зарезервированные под инвалидов, не могут быть предназначены для людей из других категорий населения страны.

В каком размере устанавливается?

Законодательством определены конкретные квоты для организаций, которые обязаны их соблюдать:

  • не более 3% квотируемых мест от общего штата в пределах 35–100 человек;
  • не более 4%, если на предприятии числится менее 100 официальных сотрудников.

Трудовые условия для всех граждан должны соответствовать нормам ТК РФ и не нести опасность для сотрудников. Все организации вне зависимости от их организационно-правовой формы обязаны вводить и соблюдать квотирование.

Каждый год работодатель любой фирмы обязан отчитываться в Центр занятости населения об установленных и действующих в его организации квотах, а также о реализации обеспечения для инвалидной категории людей специально оборудованных рабочих мест.

Cправка! Расчет квоты для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем.

Например, среднесписочная численность сотрудников в организации составляет 178 людей, для Ростовской области местными властями установлен процент квоты, который равен 3.

Исходя из этого размер квоты для инвалидов в приведенной организации составит: 178 * 0,03 = 5,34. Применив округление, получится пять человек. Именно столько граждан с инвалидностью могут устроиться на работу в эту фирму.

В соответствии с перечнем из Положения Министерства труда РФ № 150 резервирование рабочих мест производится для тех инвалидов, которые, в силу своего здоровья, способны осуществлять трудовую деятельность.

https://www.youtube.com/watch?v=SIBG1aIMtHg

На основе этого нормативного документа работодатель не имеет право предлагать инвалидное место гражданину, который не является инвалидом. Зарезервированное место занимается исключительно новым сотрудником-инвалидом.

Условия труда для людей с ограниченными возможностями должны быть максимального комфортными и безопасными, а также рабочее место должно быть оснащено необходимыми техническими средствами в соответствии с требованиями ИПР инвалида.

Процесс резервирования в разных регионах страны немного отличается, поскольку имеет собственное местное законодательство.

Но обычно процедура осуществляется следующими этапами:

  1. Оценка и проверка предприятия на соответствие и удовлетворение конкретных норм. Если все этапы проверки пройдены положительно, то организация заносится в специальный реестр.
  2. Оформление документации, в которой содержится полный перечень зарезервированных мест для граждан, имеющих инвалидность.
  3. Предоставление отчетности по каждому кварталу об изменениях или отсутствии изменений в штате имеющегося персонала.

Важно! Каждая организация, которая не предусматривает квотируемые места для людей с ограниченными возможностями, будет нести ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Субъекты РФ уполномочены в обязательном порядке предоставлять и контролировать трудоустройство граждан, имеющих ту или иную присвоенную группу инвалидности. Тем временем региональные власти должны разрабатывать различные специальные программы, которые будут включать в себя льготы и привилегии для особой категории граждан.

Нормы резервирования в любых регионах страны могут быть либо исполнены в соответствии с ФЗ РФ № 181, либо увеличены на основе различных факторов.

Помимо этого, органы региональных властей должны проводить различные мероприятия для лиц с ограниченными возможностями:

  • вовлекать инвалидную категорию граждан в предпринимательство;
  • создавать условия для профессионального обучения или переобучения;
  • стимулировать создание благоприятных условий труда для граждан, которые нуждаются в социальной защите.

Внимание! В региональном вопросе трудоустройства могут быть отличия не только в плане квотирования, но и в получении различных льгот инвалидами. Следует внимательно изучать всю информацию, которую предоставляют местные власти.

При найме на должность инвалида работодатель не имеет право устанавливать ему испытательный срок ни в каком виде. Гражданин с ограниченными возможностями приступает к работе сразу после официального оформления.

Инвалиды, как и другие лица, которые желают устроиться на работу, должны пройти следующие этапы трудоустройства:

  1. Успешно пройти собеседование на желаемую или приглашенную должность.
  2. Предоставить перечень необходимой документации, чтобы оформить трудовой договор с работодателем.
  3. Посетить Центр занятости населения и сняться с учета.

При этом работодатель обязан издать приказ, в котором будет содержаться информация о назначении нового сотрудника на свободную должность. В трудовом договоре в обязательном порядке должны быть прописаны условия и нормы, которые полностью соответствуют осуществлению трудовой деятельности инвалида.

Ответственность работодателей за несоблюдение квот

Так как для работодателей не предусмотрены конкретные штрафы или наказания в плане неисполнения квотирования, то он может понести только административную ответственность в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.

Это правило также распространяется на те организации, которые отказались принимать на работу гражданина, имеющего отклонения по здоровью.

За отказ в трудоустройстве инвалида юридическое лицо может понести штраф в размере 50 тыс. руб., а физическое лицо — 5 тыс. руб.

Важно! Для того чтобы получить гарантированное государством рабочее место необходимо внимательно изучить вопрос о трудоустройстве и знать изнутри, как работает данная система.

Только благодаря совместной работе общественных организаций инвалидов, государственных органов МСЭ и специализированных учебных заведений удается решать проблему трудоустройства инвалидов и обеспечивать им максимальную помощь в плане социальной адаптации. Инвалиды считаются трудоустроенными только в том случае, если работодатели заключили с ними трудовой договор.

Источник: https://lgotniku.ru/invalidy/kvotirovaniye-rabochih-mest-dlya-invalidov.html

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2019 году: основные положения, как рассчитать размер квоты

Как рассчитать квоту рабочих мест для инвалидов

Право инвалидов на трудоустройство регулируется целым рядом нормативно-правовых документов. Руководство организаций с числом работников от 35 человек должно образовывать специальные должности для людей с ограниченными возможностями. Размер квот зависит от специфики предприятия.

Закон о квотировании: регламенты, участники, основные субъекты

Защита прав инвалидов на трудоустройство проводится на всех уровнях власти: от федерального до муниципального, и регулируется специальными актами.

Федеральный уровень: схема работы квотирования

Основными законами, которые защищают права инвалидов при трудоустройстве, являются:

  • 181-ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ»;
  • 1031-1 «О занятости населения».

На предприятиях обязательно должны быть выделены места для трудовой занятости инвалидов – так называемые квоты. Это сделано для того, чтобы не допустить дискриминации по признаку здоровья при рассмотрении кандидатур соискателей.

Квотирование рабочих мест для инвалидов производится в такой пропорции:

  • 2-4% от штатного списка в фирмах и организациях, где официально устроено более 100 человек;
  • До 3% – в компаниях, где трудится 35-100 человек.

В фирмах с меньшей численностью квоты предоставляются по желанию работодателя: это не может быть вменено в обязанность. Соответственно, и отчитываться им о выделении и оборудовании таких мест нет необходимости.

При расчете квоты в штатный список не включаются те сотрудники, которые задействованы на специфических условиях труда. Предприятия, где все рабочие места относятся к вредному либо опасному производству, тоже могут не выделять никаких вакансий.

От квотирования освобождаются:

  • Объединения инвалидов;
  • Предприятия, чей уставной капитал сформирован инвалидами.

В чем заключается региональная специфика квотирования

Региональные власти должны непосредственно исполнять требования федерального законодательства и контролировать исполнение работодателями своих обязанностей по предоставлению социальных гарантий людям с ограниченными возможностями здоровья.

Местные власти имеют право:

  • Увеличить объем квот или снизить его до минимума;
  • Исполнить предусмотренные квоты.

В полномочия региональных органов власти входят и следующие действия:

  • Организация перепрофилирования для инвалидов (обучение их новым профессиям);
  • Предоставление льгот для инвалидов-предпринимателей и вовлечение их в предпринимательскую деятельность;
  • Поддержка предприятий, трудоустраивающих инвалидов в пропорции, больше, чем предусмотрено нормативами.

В большинстве субъектов РФ нормы местного законодательства предусматривают установление такого же количества квотированных мест, как и на федеральном уровне. При этом в некоторых из них, например, в Ставрополье и в Ульяновской области за норму принята верхняя граница квоты.

В Москве и Санкт-Петербурге установлены свои требования, которые в целом не выходят за общероссийские рамки.

В Нижнем Новгороде, к примеру, норма мест для инвалидов снижена до 2% (т.е. до минимального установленного порога), но при этом работодатель обязан выделить 1% от общего числа мест для других льготников – детей-сирот и несовершеннолетних детей, попавших в сложное финансовое положение.

по теме:

Процедура трудоустройства инвалида

Работодатель не должен заниматься самостоятельным поиском работника-инвалида, но если тот обратится – должен принять его на работу (конечно, если сотрудник соответствует предъявляемым квалификационным требованиям). При этом на предприятии должны быть созданы все условия для осуществления таким сотрудником своих профессиональных обязанностей.

Для предприятия

В целом процедура квотирования «инвалидных» рабочих мест выглядит так:

  1. Работодатель разрабатывает положения и приказы в соответствии со спецификой своего предприятия (учитывается численность штата и вредность производства);
  2. Акты подписываются и издаются;
  3. Сведения о квотах поступают в местный Центр занятости населения (ЦЗН);
  4. Производится наем на работу инвалида;
  5. Для полноценного осуществления труда новому специалисту выделяются все необходимые материалы и инструменты;
  6. Направляется отчет в контролирующие органы о выполнении требований по оборудованию мест и предоставлению должностей для сотрудников со ограниченными возможностями здоровья.

При крайней необходимости ответственный сотрудник должен создать подходящее рабочее место для инвалида, оборудовав его всем необходимым с учетом специфики заболевания специалиста.

Если даже инвалид пока не принят на работу, вакансия всё равно должна быть предоставлена.

К числу документов, которые необходимо создать на предприятии, относятся «Положение о квотировании» и Приказ о выделении вакансий.

В Положении указываются:

  • Число выделенных квот;
  • Категории граждан, принимаемых по ним (инвалиды, дети-сироты, иностранцы и т.д.);
  • Какие мероприятия должны быть проведены для обеспечения выполнения Положения;
  • Порядок оформления на работу специалиста с инвалидностью;
  • Ответственное лицо за выполнение всех условий.

В Приказе о выделении вакансий указываются конкретные данные:

  • Должность, которая будет предоставлена инвалиду;
  • Порядок исполнения им своих трудовых обязанностей (в т.ч. режим работы);
  • Ответственное за исполнение приказа лицо.

Решение о выделении новых льготных мест принимается на основе штатной численности. Если на предприятии трудится 35 человек, то для инвалида должно быть выделено хотя бы одного рабочее место.

В целом формула, чтобы рассчитать число квотируемых мест, выглядит так:

(общее число работников – сотрудники, занятые на вредном производстве) * норма квотирования, определенная законом

Например, на заводе трудится 200 человек, 50 из которых работают в опасных и сложных условиях. При квоте в 2% работодатель должен зарезервировать (200 – 50) * 2% = 3 рабочих места для инвалидов.

Если в итоге после вычислений получается дробное значение, то используется стандартное правило округления: при значении до 0,5 – в меньшую сторону, при 0,5 и более – в большую.

Для соискателя

Возможность устроиться по квоте есть только у инвалида 3 группы, который имеет статус трудоспособного (т.е. не обладает заболеванием, делающим осуществление любой трудовой деятельности невозможным).

Порядок действий таков:

  1. Соискатель обращается в Центр занятости со всеми имеющимися документами на руках, подтверждающими его статус инвалида, а также наличие необходимого образования и минимального опыта работы;
  2. Специалисты Центра подыскивают вакансии из числа предлагаемых работодателями по квоте и направляют соискателя по одному из мест;
  3. Кандидат пребывает к работодателю, проходит собеседование;
  4. В случае решения в пользу инвалида производится официальное трудоустройство.

Само по себе наличие инвалидности не гарантирует, что соискатель будет устроен на работу. Он должен соответствовать заявленным требованиям и обладать достаточной квалификацией.

По инициативе работодателя, ЦЗН либо по собственному желанию будущий сотрудник может пройти переквалификацию, чтобы занять желаемую должность. Порядок перепрофилирования прописывается в Центре, чаще всего это бесплатные 1-2-недельные курсы, по окончании которых выдается сертификат или диплом.

Оформление на работу производится по стандартной процедуре:

  1. Подписывается трудовой договор;
  2. Работник знакомится с внутренними документами, техникой безопасности и должностной инструкцией, а затем выходит на работу.

В самом договоре или приложении к нему может быть оговорен особый режим труда, к примеру, увеличенная продолжительность обеда или возможность какие-то часы работать удаленно.

Важно! При приеме на должность на инвалидов не должна быть возложена обязанность по прохождению стажировки или отработки испытательного срока.

При желании работодатель может превысить квоты по найму инвалидов, если соискатель соответствует всем требованиям.

Куда и в какие сроки предоставляется отчетность

Закон «О занятости» устанавливает обязанность работодателя подавать в отделение Минтруда – местный ЦЗН – отчет, в котором отображается:

  • Количество свободных вакансий вобщем;
  • Число квотированных мест для льготников – инвалидов, детей и других категорий;
  • Количество устроенных инвалидов;
  • Меры, предпринятые для выполнения требований законодательства об инвалидах (например, о создании специально оборудованного места для работы).

Аналогичный отчет необходимо предоставлять и в органы статистики.

От данной обязанности освобождены малые предприятия и ИП.

Как проходит проверка

Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.

В нем указано, что имеется два вида проверок:

  1. Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
  2. Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.

Проверки проводятся в двух форматах:

  • Выездные с контролем на месте;
  • Документарные с проверкой подаваемых отчетов.

Стандартный срок «документарки» – 15 дней, а выездной проверки – 10 (в исключительных случаях – 15), но на деле всё происходит гораздо быстрее, обычно в течение суток (но всё зависит от размера компании). Приостановления проверки не предусмотрено.

Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:

  1. Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
  2. В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
  3. Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
  4. В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
  5. По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
  6. По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.

При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.

по теме:

Ответственность и штрафы за нарушения

Если руководитель не устранил нарушения, вмененные контролирующей организацией, либо отказывает инвалиду в устройстве на работу при наличии квотируемых мест и соответствии образования соискателя заявленным требованиям, то в отношении него применяются меры административного воздействия, а именно – штраф от 5 до 10 тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

В случае нарушения сроков предоставления отчетности штраф будет такой:

  • 10-20 тысяч рублей для должного лица;
  • 20-70 тысяч для самой организации (юрлица).

При повторном нарушении штрафы удваиваются.

Местные органы власти могут ужесточить эти санкции, так как выплаты по данным штрафам поступают в региональный бюджет. Поэтому имеется смысл выполнить все требования.

Работодателя контролирующие органы могут привлечь к ответственности и за то, что:

  • На предприятии не создано подходящих рабочих мест;
  • Отсутствует нормативная база;
  • «Инвалидные» места созданы чисто на бумаге без реального выделения квот.

Процент квот определяется в зависимости от размера компании и особенностей ее функционирования.

Инвалиды обычно направляются на потенциальное место работы через местный ЦЗН. При этом должностное лицо должно регулярно направлять в контролирующие организации отчеты об исполнении нормативных требований и количестве принятых на работу инвалидов. За отсутствие квот и документов или срыв сроков сдачи отчета предусмотрен штраф.

Источник: https://invalid.expert/kvotirovanie-rabochih-mest/

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Как рассчитать квоту рабочих мест для инвалидов

Квотирование рабочих мест для инвалидов обеспечивает гражданские права отдельных категорий населения по проблематике трудоустройства в РФ. Такая правовая гарантия позволяет людям с инвалидностью устраиваться в разноплановые компании. Последние обязаны предоставить обратившемуся к ним инвалиду место, даже если такового не было выделено ранее.

Благодаря действующей нормативной базе, ограниченные в возможностях из-за проблем со здоровьем люди могут облегчить себе поиск рабочих мест.

Нельзя сказать, что шансы на обретение налогооблагаемого заработка для таких лиц приравнены к возможностям здоровых претендентов. Причина кроется в элементарном несоблюдении буквы закона предприятиями-работодателями.

Действующие акты позволяют добиваться обозначенной цели путем понуждения последних.

Содействуют гражданам в этом вопросе региональные центры занятости и департаменты труда, а также прокуратура. Все чаще привлекаемые к ответственности работодатели понимают специфику своих обязательств и начинают в самостоятельном режиме обеспечивать установленное законом квотирование.

То есть обеспечение местом работы граждан с инвалидностью, под которым подразумевается не просто вакантное выделение места.

Немаловажной целью становится и психологическая адаптация таких работников с соблюдением выданных им реабилитационных рекомендаций, а также модернизация места под требующиеся им условия труда.

Общее понятие квотирования

Из-за разного количества штатных единиц, которые работают на предприятиях (в соответствии с расписанием и производственной необходимостью) применять конкретные цифровые обозначения по квотируемым местам невозможно. Используемая терминология подразумевает применение некого коэффициента, который можно рассчитать исходя из величины штата.

«Расчетный коэффициент находится в интервале от 2 до 4% (в качестве минимальной и максимальной границы). Брать за основу следует лишь среднесписочную численность трудоустроенных, а незапланированную по «штатке».

От чего зависит количество мест для инвалидов:

  1. Среднесписочный показатель.
  2. Применяемый в регионе процентный показатель.

Приём инвалидов вменен в обязательства, но руководители не должны целенаправленно искать подобных претендентов. Это значит, что заполнить подготовленные и рассчитанные квоты для трудоустройства инвалидов разрешено по факту обращения таких лиц. При отсутствии на момент обращения подходящих мест организация просто вынуждена подготовить и предоставить их.

Законодательная база

Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.

), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов.

Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.

Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:

  1. Правовое регулирование.
  2. Экономическая база.
  3. Организационная основа.

Зависимость процента квоты на инвалидов от среднесписочной численности в организации:

  • при резерве от 100 человек выявляется 2-4 % от этого значения;
  • 35-100 персон — до 3 %.

Организации, которые подвергаются требованиям:

  • государственные/муниципальные;
  • частные.

Имеются лишь ограничения по предприятиям, чья деятельность основана на вредном для здоровья характере труда. Такие предприятия не вычеркиваются из списка. Для них предусмотрено лишь исключение из расчета того количества трудоустроенных, чья работа связана непосредственно с вредными факторами. То есть число мест будет высчитано с учетом оставшегося среднесписочного количества работников.

Полностью освобождаются от обязанности предоставлять места общества инвалидов, бюджет которых состоит из собственных вкладов членов организации.

В тексте нового законопроекта о квотировании, который создан по примеру проекта о налоге на профессиональный доход от 2018 года, для эксперимента выбраны респ. Саха и области: Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская.

Такой отбор объясняется средними долевым порогом работников с инвалидностью в общем объеме трудящихся по перечисленным регионам. Суть нововведений состоит в упрощении задач, поставленных перед работодателями за счет создания содействующих трудоустройству фондов.

Сюда предприятия смогут вносить денежные компенсации в счет мест, которые они были должны обеспечить и им не придется тратиться на адаптационные процедуры и менять свое штатное расписание.

На что предполагается тратить эти компенсационные начисления:

  • контроль профессионального обучения для поиска работы или на полученном месте;
  • совершенствование рабочих мест;
  • мотивация нанимателей превышать предельную квоту по принятию инвалидов;
  • разработка стажировок для граждан без опыта;
  • поддержание уровня занятости путем создания дистанционных и надомных видов работ.

Полномочия регионов

Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов. Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение.

Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.

Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент. При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.

Что значит вакансия по квоте для инвалидов

Понятие о квотировании следует рассматривать с разных точек зрения. Здесь подразумевается формирование вакансии и непосредственное адаптирование рабочего места. Поскольку работодатель обязан действовать, отталкиваясь от конкретных реабилитационных рекомендаций таких граждан, то изначальное оборудование подобных мест в полной мере невозможно.

«Рекомендуется заранее закладывать в свое штатное расписание квотные единицы, а в бюджет статью расходов на выплату им зарплаты».

Вакансии по квоте для инвалидов

При постоянно открытой вакантной позиции и готовности принять на нее самостоятельно обратившегося или присланного от центра занятости претендента, работодатель исполняет букву закона. Частота информирования определяется федеральными и территориальными властными органами. Это ежемесячная передача сведений в центр занятости и поквартальная в департамент труда.

Где располагается информация о наличии вакантных мест:

  • на бирже труда;
  • на сайте бюро по МСЭ.

Предполагаемый работник вправе встать на учет в центр занятости, предоставив утвержденный пакет документов: паспорт, диплом, справка по форме биржи о доходе за 3 месяца с последнего места, трудовая книжка, СНИЛС, свидетельство о браке и, обязательно, документация по инвалидности. Это позволит не просто дать заявителю информацию о наличии мест, но и найти работу при участии государственного органа и с учетом его квалификации, профессиональных навыков. На период поиска биржа труда будет выплачивать полагающееся пособие по безработице.

Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов

Работодатели имеют возможность не только прочитать о своих обязательствах в законе, но требовать информационного сопровождения по вопросу квотирования и организации рабочих мест от действующих в регионе госучреждений. Законный регламент достигается совместными усилиями.

Порядок действий работодателя:

  1. Ознакомление с присланным от центра занятости письмом об установлении квоты и необходимости создать новые квотированные места для инвалидов.
  2. Реализация требований в рамках месячной отсрочки. Поскольку каждый месяц имеется обязанность по информированию о ситуации на предприятии, то работодатель фактически предоставит в центр отчет о наличии квотных мест и их готовности.
  3. Дальше работодатель помесячно предоставляет отчетность об исполнении обязательств, даже если вся квота для инвалидов на рабочие места будет прикрыта взятыми на работу гражданами.

Для трудоустройства инвалиды предоставляют индивидуальную восстановительную программу с рекомендациями. При том не выявляется никакой зависимости относительно характера заболевания, категории инвалидности и устанавливаемой по норме квоте.

Как рассчитать квоту для инвалидов

Посчитать квоту на предприятии обязано ответственное лицо, назначаемое работодателем. Обычно это персонал отдела кадров, реже бухгалтерии. Иногда этой обязанностью занимаются, к примеру, документоведы. Центр занятости лишь присылает уведомление о необходимой реализации норм закона (федерального или действующего по региону). Самим вычислением придется заниматься на месте.

Пример: на предприятии по штатному расписанию числится 103 единицы, а среднесписочная численность 92 единицы, поэтому по ФЗ 181 работодатель обязан предоставить квоту в трехпроцентном выражении.

Следует учесть, что взятый трехпроцентный показатель вовсе не обязателен, так как закон утверждает его в качестве максимальной границы. По факту он разрешен в меньшем выражении. Для определения среднесписочной численности работников следует использовать кадровую Инструкцию от 93 года под номером № 17-10-0370 — глава 3.

Штраф за невыполнение квоты по инвалидам 2019 года

КоАП России в статье 5.42. утверждает размер штрафов при нарушении прав инвалидов по вопросу трудоустройства:

  • безосновательный отказ в регистрировании инвалида в качестве претендующего на трудоустройство — от 5-ти до 10-ти тысяч руб. в отношении должностных лиц;
  • за невыполнение требований по резервированию квотных позиций, а также за отказ в приеме при установленной квоте — тот же размер.

Заключение

Квоту для приема на работу инвалидов следует считать исполненной в конкретной компании, если все забронированные места заняты трудоустроенными гражданами с инвалидностью. Работодателей ждет административная ответственность за попирание закона, а именно за неинформирование или несвоевременное доставление сведений в госучреждения, неправомерный отказ в приеме на работу.

«Одним из аспектов в действиях работодателя выступает информационная открытость во избежание формирования мнения о дискриминации инвалидов на предприятии. не только желающим трудоустроиться гражданам, но и надзорным органам».

Источник: https://ProInvalid.ru/trudoustrojstvo/kvotirovanie-rabochih-mest-dlya-invalidov

Квота для приема на работу инвалидов

Как рассчитать квоту рабочих мест для инвалидов

Каждый гражданин имеет право трудиться, но работодатель неохотно трудоустраивает некоторые категории лиц. В частности это касается людей с ограниченными возможностями. На некоторых предприятиях должна выделяться квота для приема на работу инвалидов. Кто и в каких количествах должен создавать места работы для указанной категории лиц, узнаем из статьи ниже.

Порядок и правила распределения квот на предприятиях

С целью обеспечения рабочими местами лиц с инвалидностью в России действует ФЗ №181-ФЗ, документ регламентирует порядок и правила распределения квот на предприятиях. В ст. 24 ФЗ №181-ФЗ для работодателя установлены определенные обязанности, связанные с данным направлением:

  1. зарезервировать рабочие места для граждан с ограниченными возможностями;
  2. обеспечить условия труда для скорейшей адаптации льготников на предприятии;
  3. подготовить необходимые внутренние документы о формировании мест для инвалидов, подготавливать и регулярно подавать отчетность в государственные учреждения;
  4. информировать центр занятости о ходе и итогах программы выделения квот на предприятии.

В ст. 21 ФЗ №181-ФЗ утвержден предельный норматив для выделения рабочих мест на предприятиях.

Квота – это минимальное количество рабочих мест или их доля для конкретной группы граждан (инвалиды, несовершеннолетние лица).

Значение показателя устанавливается в зависимости о среднесписочной численности граждан, трудящихся в организации, и формируется следующим образом:

Для определения количества мест для льготников при расчете среднесписочного состава трудящихся не учитываются рабочие места, где условия труда являются тяжелыми или вредными для жизни.

Также в расчет не берется штатная численность сотрудников, трудящихся в филиалах и представительствах в иной местности.

Резервировать места для инвалидов обязаны любые организации, независимо от того какая у них форма собственности. Поэтому не важно, государственное это предприятие или частное. Если штатная численность превышает 35 человек, то руководство фирмы обязаны предоставить рабочие места для льготных категорий.

Имеется ряд предприятий, освобожденных от данной обязанности:

  • незначительная численность штата;
  • общественные организации инвалидов (ООИ);
  • предприятия, созданные ООИ.

Региональные власти могут регулировать количество квотируемых мест. Так они могут оставить показатель на уровне, утвержденном в законе, или увеличить его на свое усмотрение.

Как рассчитывается квота

Следует быть внимательным при расчете, рекомендуется ориентироваться на сведения, содержащиеся в форме 4-П на начало отчетного периода. Данный вид отчетности предоставляется в Росстат с отражением сведений о численности сотрудников и их заработке.

Для определения мест по квоте применяется следующая формула:

Численность сотрудников по штатному расписанию x норматив, установленный в законодательном акте

При расчете необходимо обязательно исключить те рабочие места, которые связаны с повышенной опасностью или вредностью для человека.

Приведем пример расчета:

Штатная численность 132 единицы (вредное производство отсутствует).

Применяется норматив, установленный региональной властью.

Следуем простым математическим путем – делаем округление, получается, что руководство компании обязано обеспечить 4 рабочих места для инвалидов.

Для выполнения программы квотирования необходимо трудоустроить лицо с ограниченными возможностями. Этот факт необходимо подтвердить документально через трудовое соглашение сроком не менее 15 дней в одном текущем месяце.

Порядок резервирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях

Предприятия, на которых возложены обязательства по обеспечению социальных гарантий лицам с проблемами по здоровью, обязаны соблюдать строгие правила. Они должны разработать ряд планомерных мероприятий, способствующих развитию программы.

Этапы занесем в таблицу №2

После того как были изучены соответствующие законодательные акты необходимо продолжить внедрять программу в жизнь.

Разработка локальных актов

Для выполнения требований законов на предприятиях необходимо издать следующие документы:

В регламенте отражаются основные принципы организации рабочего процесса на предприятии, а приказ содержит сведения о конкретных ответственных лицах. На крупных предприятиях такая обязанность возлагается на кадровую службу. Необходимо предусмотреть, кто будет оказывать дальнейшее развитие программы, если основной ответственный работник будет отсутствовать.

Регистрация в ЦЗН

Необходимо тесно взаимодействовать со службой занятости, для этого требуется выполнить ряд простых действий:

  • ознакомиться с нормативными актами на региональном уровне;
  • подготовить требуемый перечень документов для оформления;
  • передать пакет бланков для дальнейшей регистрации в ЦЗ в той местности, где зарегистрирована фирма;
  • дождаться письменного уведомления от ЦЗ, что процесс регистрации завершен и организация признана соответствующей для предоставления рабочих мест инвалидам.

Сотрудники фирмы занятости каждой организации присваивают определенный номер, его необходимо указывать на отчетности для идентификации.

Взаимодействие с ЦЗН

Все предприятия обязаны предоставлять ежемесячную отчетность в ЦЗ. Форма бланка утверждена, поэтому необходимо соблюдать правила по заполнению формы.

В отчете отражается такая информация:

  • общее число вакансий на предприятии;
  • количество мест, предназначенных для льготников;
  • обо всех принятых сотрудниках на работу, в том числе и инвалидах;
  • о введенных на предприятиях локальных актах, связанных с предоставлением мест для льготных категорий лиц;
  • как выполняются требования законодательства по квотированию рабочих мест.

Юридические лица передают в органы статистики отчет по форме №4-П, в нем содержится идентичная информация.

Необходимо сверять цифры между данными видами отчетности, чтобы не было расхождений. Индивидуальные предприниматели освобождены от предоставления данной отчетности.

Как происходит трудоустройство инвалидов
Руководство фирмы может принять большее число работников, имеющих проблемы со здоровьем, но этот показатель не может быть меньше, чем установлено на федеральном или региональном уровне.

Соискатель вакансии может получить рабочее место одним из путей:

  • человек лично обращается в кадровую службу с просьбой о подборе для него места;
  • гражданин обратился в фирму по объявлению, что имеется определенная вакансия;
  • потенциального сотрудника направляют из ЦЗН, после получения заявки от организации;
  • новый работник был отобран на ярмарке вакансий.

При наличии вакансии, соответствующей специализации льготника, работодатель должен принять его на работу без установления испытательного срока. Дальнейшее оформление происходит по действующим нормам трудового законодательства. С новым работником подписывается трудовое соглашение, в котором указываются условия труда, а также иные социальные гарантии.

Ответственность

Трудовая инспекция строго контролирует выполнение правил выделения мест работодателем льготникам.

Инспекция должна реагировать на обращения граждан при выявлении фактов нарушения их прав трудоустроиться. При выявлении отклонений от нормы, виновнику грозит административная ответственность.

Предприятия со штатной численностью сотрудников обязаны предусмотреть места работы для лиц с ограниченными возможностями. Такое правило закреплено на законодательном уровне, а его нарушение организациям грозят штрафные санкции.

Источник: https://alaws.ru/kvota-dlya-priema-na-rabotu-invalidov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.